Музей «Россия - великая космическая держава»

«Россия - великая космическая держава». Музей «Россия – великая космическая держава» является структурным подразделением ГБОУ Школа №939, созданного для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.06.1998 г. №3266-1, законом РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Введение Музей создан в апреле 2008 г после осуществления поиска, сбора, систематизации музейных экспонатов, создания экспозиции. Музей создан в целях:

  • гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;
  • формирование исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
  • развитие познавательных интересов и способность детей и молодежи; развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, обработки, оформления и презентации музейных предметов, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
  • овладение практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • активного освоение обучающихся историко-культурной среды; развитие детского и молодежного самоуправления.
     

Для российского образования музейная педагогика едва ли не единственная форма педагогической деятельности, обеспечивающая воспитание юных россиян в духе государственного патриотизма, служения Отечеству. Школьный музей является:

  • результатом поисково – исследовательской деятельности детей и взрослых в избранном направлении;
  • средством творческого самовыражения его создателей;
  • формой приобщения к поисково – исследовательской, культурно – образовательной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
  • фактором организации личностно ориентированного воспитания, включения в общественно полезную деятельность учащихся;
  • центром работы по возрождению, сохранению и развитию исторических традиций отечества.

Школьный музей – яркое явление отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.

Цели и задачи концепции развития музея.

Концепция развития музея разработана на основе федеративных документов по вопросам музейной деятельности.

Главной целью разработки концепция развития музея является определение направлений его деятельности по сбору, сохранению и использованию исторического наследия нашего народа. Школьная музейная экспозиция - связующая нить патриотического воспитания и образования, возвращение к боевой славе русского народа. Задачи образования видятся сегодня не просто в усвоении учащимися суммы знаний, а в воспитании социально активной личности путём создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту истории и культуры.

Школьный музей является основной базой, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися.

Школьный музей – одна из форм организации внеклассной военно-патриотической деятельности учащихся, входящая в структуру системы дополнительного образования. С его помощью достигается:

  • гармонизации личностного развития детей на основе комплексного подхода к воспитанию, предлагаемого музейной педагогикой формирование у учащихся исторического сознания, творческого отношения к действительности;
  • развитие научного мировоззрения и музейной культуры;
  • создание новых экспозиций и выставок;
  • комплектование музейного фонда.
     

В основу всех форм деятельности музея положен принцип исторической достоверности.

Современное состояние музея. Главные проблемы. Пути решения.

Музей расположен в здании ГБОУ Школа №939 (здание № 7) ЮАО г. Москвы и имеет экспозицию, состоящую из 4-х основных тематических разделов:

  1. Основоположники, создавшие в ХХ веке великую космическую державу. Основные этапы развития космонавтики в России.
  2. Средства выведения космических аппаратов для освоения космического пространства. Элементы космических аппаратов и средств выведения.
  3. Летчики-космонавты СССР и России.
  4. Развитие производственной базы создания ракетно-космической техники на примере деятельности ГКНПЦ им. М.В Хруничёва.

В экспозиции представлены предметы основного фонда, которые зарегистрированы в Инвентарной книге.

Пути комплектования музейных предметов:

  • работа с предприятиями ветеранами и жителями района, округа, города;
  • изучение литературы;
  • установление связей с городскими и школьными музеями г. Москвы.

Главная проблема – засекреченность элементов ракетно- космической техники, предприятий их изготовителей, а также дефицит финансовых средств на приобретение оборудования для хранения фондов и материалов по созданию новых экспозиций и выставок.

Программа развития музея по основным направлениям деятельности.

1.Познавательная деятельность.

В ходе познавательной деятельности источниками знаний выступают архивы, библиотеки, экскурсии, уроки истории и др. От простого усвоения знаний ребята переходят к поисково-исследовательской работе. Изучение исторической и научной литературы используются для составления «легенд» и «биографии» предмета; разработки уроков и тематических экскурсий, изучения определенного исторического события или отрезка времени. Все эти направления работы предполагается активизировать, широко используя имеющиеся к вновь приобретаемую специальную литературу.

2.Поисково-исследовательская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность заключается в поиске и приобретении предметов музейного значения, сведений о них, проверке и уточнении фактов. Исследовательская работа - это свободный выбор в системе дополнительного образования, который органично войдет в воспитательный процесс.
 

3.Ценностно - ориентационная деятельность.

  • формирование любви к Отечеству, бережного отношения к историческому наследию, включение в общественно полезную творческую деятельность учащихся;
  • воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине;
  • формирование потребности в общении с историческими ценностями, способности бережного отношения к ним.
     

4. Творческая деятельность.

  • развитие способностей учащихся к творчеству;
  • написание докладов, рефератов, творческих работ;
  • участие в различных конкурсах, конференциях, семинарах.

При этом учащиеся выступают не только как потребители продукта музейной деятельности, но и как активные созидатели нового образовательного пространства.
 

5. Экспозиционно– выставочная деятельность.

Постоянные экспозиции и выставки музея будут пополнятся новыми экспонатами – подлинниками и вспомогательными материалами. Условия и пути решения проблем экспозиционно– выставочной деятельности:

  • активизация деятельности по комплектованию музейного фонда;
  • разработка концепции выставочной деятельности и расширение стационарной экспозиции (в ближайшее время организация экспозиции, посвященной Космическим войскам).
     

6. Просветительская деятельность.

В настоящее время – это направление деятельности включало в себя проведение бесед, встреч с ветеранами космических войск, проведение классных часов по тематике:

  • обзорные лекции по истории развития космонавтики в СССР и России;
  • основоположники развития космонавтики, основные этапы ее становления;
  • летчики- космонавты СССР и России; средства выведения космических аппаратов, их характеристики;
  • научно- производственные объединения по созданию космической техники.