Воспитательные практики

Тематика проекта

Приобщение к культурному наследию.

Название проекта

 

 «Буктрейлер: от традиции к современности».

Оригинальная идея проекта

 

В современном мире  отдается предпочтение гаджетам. Они освобождают время родителям, помогают детям осваивать цифровые технологии. При этом взрослые не задумываются, что гаджеты  не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать и сотрудничать, проявлять личностные душевные качества. Сенсорные эффекты понятны без слов, и дети сами наполняют свой досуг без друзей и родителей. Ребенок самоизолируется, перестает разговаривать, спрашивать, а  окружающая реальность ему уже не кажется яркой и интересной.

Другое дело печатная книга. Она  скрасит досуг всегда, даже если нет выхода в интернет. В ней нет множества функций, которые рассеивают внимание, мешая сосредоточиться на смысле прочитанного. Читающий книги ребенок знает больше слов,  знаком с  литературным языком. Листая и рассматривая книгу, чаще общается, задает вопросы и обменивается мнениями. Осмысливая содержание, он воспринимает мир человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, задействует свое воображение и учится мыслить креативно.

Мы не против гаджетов! Просто мы за книги! А лучше за их  равное сосуществование и взаимодополнение!

Оригинальность проекта в том, чтобы максимально сблизить два процесса: смысловое чтение и живое общение с книгой с возможностью через применение компьютерных технологий проявить индивидуальность, творчество, самовыразиться. В данном проекте компьютерные технологии станут инструментом в практике воспитания мыслящего читателя,  будут не разобщать, а сближать детей и взрослых в творческом процессе, не изолируя, а формируя новое сообщество читающих, общающихся и продвигающих интерес к  художественной литературе,  наследию мировой культуры.

От задумки до результата

Реализация практики началась  в 2016 году с дошкольниками.

Это важно- начинать воспитание читателя именно с дошкольного возраста, когда ребенок смотрит на мир  широко открытыми глазами. Старались вызвать у ребят потребность к общению с книгой, интерес и готовность к смысловому восприятию  художественного текста. Текст- материал сложный для  смыслового понимания, так как лишен наглядности, его нельзя потрогать, с ним нельзя поиграть. Поэтому необходим  метод визуализации. Таким методом стало наглядное моделирование.

Технология работы с текстом была проста:  эмоциональное восприятие текста ребенком с последующим моделированием  с помощью различных схем последовательности событий, характеристик героев, их поступков для понимания содержания и смысла, а именно того, чему учит книга.

 

Так, книга за книгой происходило накопление литературного опыта. Смотришь, а ребята уже обмениваются мнениями как опытные читатели. Они чаще подходят к книжному уголку, следят за новинками, общаются,   сравнивают, обобщают. Таким образом,у каждого формируется собственный индивидуальный круг чтения.

 

Прошел год,  и мы уже  реализовывали индивидуальные, групповые и семейные проекты «Моя любимая книга», «Советую почитать другу», «Самая сказочная сказка», «Картины природы. Почему так говорят?», «Такой разный персонаж»   и др.

 

В рамках второго этапа педагоги и ребята участвовали в городских  проектах, в том числе и конкурсных:

«Мастерская сказки» с проектом макета «У Лукоморья» ( 2017),

«Мир дошкольника первый опыт» с проектом «Путешествие по сказкам В. Г. Сутеева» (2018) .

Очень важным стало сетевое взаимодействие: партнером в   совместной реализации   городского проекта «Волшебный мир книг» .выступила районная библиотека (2019).

 

Прошел еще год.

Долгожданный третий этап- создание буктрейлеров к любимым книгам. Идея практики стала преемственной на всех уровнях образования.

 

Для дошкольников необходима помощь взрослого: выбор любимой книги, придумывание сценария, создание персонажей, рисование иллюстраций, разыгрывание, а главное - техническая помощь в монтировании фильма о любимой книге.

 

У школьника есть все предпосылки к самостоятельному созданию буктрейлера: читательский опыт, умения в работе с  компьютерными программами и редакторами, огромное желание заявить о себе.

Это возможность выразить свое отношение, свой интерес, познакомиться, привлечь на свою сторону единомышленников, заразитьхорошим друзей, одноклассников.

 

Самому создать буктрейлер сегодня не сложно : выбрать непременно самую любимую книгу, придумать сценарий, подобрать материалы для видеоряда, музыку, программу для работы с видео и сделать монтаж.

 

Главное -зацепить внимание потенциального читателя и побудить его к чтению.

 

В данный момент практика на этапе активной реализации, впереди много идей и планов. С каждой идеей открываются новые перспективы и возможности: серии буктрейлеров о книгах классиков,  о произведениях одного и того же автора от дошкольного возраста до старшеклассников, создание сети  мини-буккроссингов в зданиях школы и …

Долой пыль с библиотечных полок и скуку!

Полезные эффекты от реализации проекта

Использование новой формы работы способствует:

- Возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы.Деятельность, интересная ребенку, является сильным мотиватором, способствующим активному развитию личности дошкольника.Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение к миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить со взрослым, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.

 

- Расширению содержания совместной деятельности с детьми при взаимодействии с родителями воспитанников при создании творческого продукта. Происходит налаживание конструктивного общения педагога с родителями, привлечение родителей к организации интересной и полезной для ребенка деятельности, повышение педагогической грамотности родителей.

- Повышению уровня педагогической компетенции при использовании инновационных форм работы в работе с дошкольниками.

08.02.2021
подробнее
обновлено: 08.02.2021